На главную
 
Реконструкция Шлема из библии Мациевского
 
Посмотрев на растиражированные в Интернете фотографии различных реконструкций Шлема из данного иллюстрированного манускрипта, я решил предложить и свою версию, тем более, что во многих предыдущих работах, присутствуют, на мой взгляд, весьма существенные ошибки.
Итак. Прототипом при работе над шлемом послужил вот этот шлем
 
  
 

К сожалению, представив четкий вид в профиль, художник данного манускрипта ни разу не нарисовал Шлемы в фас. Поэтому, вторая проекция взята умозрительно, ориентируясь по некоторым скульптурным и графическим изображениям, где изображены шлемы схожего типа - например на надгробии Englebert III d"Enghien (+1243-46 гг.) или на статуе с портала Велльского собора (ок. 1230 г.).
Для воссоздания конструктивных особенностей, не видимых на изображении, использовался материал по шлему из Даргена, как самому близкому по типу и датировке.
Размеры шлема, с сохранением всех имеющихся пропорций, были получены привычным способом - исходное изображение было увеличено на ксероксе, до нужного мне размера.
Сразу выявился один важный момент - на средневековом рисунке нижний обрез шлема имеет иной (меньший) диаметр, чем диаметр по уровню смотровых щелей.
То есть, если делать подшлемную шапочку, рассчитанную на диаметр, шлема по уровню смотровых щелей, голова в шлем не пройдет, помешает меньший диаметр нижнего обреза.
Если изображение увеличить так, чтобы нижний диаметр был равен диаметру головы в подшлемнике, и позволял голове входить в шлем, то не будет плотного прилегания подшлемника в шлеме, т.к. форма тульи - перевернутый усеченный конус.
Ни о каких подвесах, в данном типе шлема, на данный период, не может быть и речи, фиксация обеспечивалась плотным прилеганием в нескольких точках.
Поэтому, на шаблоне был выбран размер, при котором сохранялось равенство диаметра тульи шлема и диаметра подшлемника.
Чтобы голова могла войти в шлем, нужно увеличить диаметр обреза шлема.
Ни каких заломов и отгибов на нижней задней пластине быть не должно, хотя их там частенько, зачем то делают. Нужно саму пластину поставить под углом наружу, чтобы обеспечить более больший диаметр, позволяющий входить голове. На средневековых изображениях такой излом затылочной части тоже есть, но гораздо более сглаженный, что можно объяснить спецификой изображения, желания художника добавить изящества и сглаженности в черты предмета.
Второй важный момент - длина смотровых щелей, доходящих до самых стыков пластин, с боков шлема. Если учесть, что стык расположен в центре боковой проекции, то смотровая щель будет обрываться в районе виска. Так далеко боковым зрением не заглянуть, а вот в 'лишнею' щель, в реальной жизни, мог попасть клинок фламандского кинжала или стрела сарацина: Этот момент в средневековом изображении, так же стоит списать на художественный аспект, т.к. практической нужды в подобной конструкции нет. Смотровую щель изготовил такой длины, чтобы не ограничивала боковое поле зрения.
На рисунке тулья шлема слабовыпуклая, поэтому верх тульи изготовлен несколько выпуклым, ровно настолько, чтобы обеспечить силуэтное совпадение.
Крестообразное усиление первоначально планировалось из обычного металла, но из за некоторого недоразумения заготовки были вырезаны из бронзы: Впрочем, вопрос отделки дело десятое, полностью исключить и такой вариант нельзя. Хотя позолотить железо было бы правильнее. Важно - на рисунке шлема есть заклепки, соединяющие детали шлема, и нет заклепок на крестообразном усилении. То что это именно усиление, говорит тот факт, что есть изображения, где цвет креста и цвет шлема одинаковы, и существуют артефакты (шлем из Даргена, например) где фактически представлено крестообразное усиление, к тому же, обеспечивающее более жесткое соединение фронтальных деталей.
Крест, на шлеме из Даргена, клепан в потай, так же я склепал крест и на своем шлеме. На данном примере (шлем из библии Мациевского) можно выделить ранний вариант крестообразного усиления, собранного из двух полос. В последующем технология была усовершенствована, и крестообразное усиление изготовлялось одной деталью (отголоски более раннего варианта видны на шлеме из собрании замка Альтена и коллекции Бассионаса).
Соответственно способу сборки пластин, на шлеме из Даргена, я собрал шлем с изображения в библии Мациевского, т.е. передние пластины друг с другом не склепаны, а закреплены лишь на боковом стыке с задними пластинами, а необходимый угол и жесткость обеспечивает крестообразное усиление.
Отдельно стоит сказать о дыхательных отверстиях. Размер взял такой, какой получился при масштабировании. Но я самым позорным образом ошибся, расположив их с таким наклоном. Какой черт и как меня дернул, понять не могу, когда опомнился - было поздно:
Такой наклон не обоснован, но, считаю, что дыхательные отверстия, должны располагаться на участке, под смотровыми щелями, не доходя до края предличной пластины. Слух делать не стал просто потому, чтобы не усугублять подпорченный внешний вид.