На главную
 
Реконструкция Шлема из погребальных даров Эдуарда Плантагенета, принца Уэльского, "Черного Принца"
 
Не знаю, кому как, но для меня всегда существовал только один шлем - topfhelm. Прямолинейная, 'рубленая' форма, узкие щели, ряды заклёпок - эти шлемы мне напоминают танки - та же функциональность форм и конструктивных решений, ни чего лишнего: Основной критерий - защищённость, отчасти в жертву принесены иные параметры - обзор и подвижность:
Ещё решая проблему выбора эпохи на реконструкцию, вопрос с Шлемом рассматривался в числе первых - я искал период, в котором эти шлемы существовали на ряду с хорошей пластинчатой защитой. Такой период существовал - вторая половина XIV века. Множество надгробий донесло до нас изображения рыцарей в различных комплектах пластинчатых доспехов (что существенно обогащает выбор вариантов для реконструкции), с Шлемами под головами или на сгибе левой руки. Эти шлемы развитого XIV века выглядят внушительно - скупые формы, роскошные нашлемники, дух эпохи передаётся через эти тяжёлые, даже на вид, функциональные предметы: Честно признаться, у меня уже давно был на примете шлем, который я хотел воплотить в металле - шлем Эдуарда Уэльского, Чёрного Принца. Ещё давно, в далёком 95-м году, увидев прорисовку в 'Энциклопедии оружия' В. Бехайма, мне понравился это шлем, хоть по рисунку толком ни чего было не понять, но общая форма, пропорции: С появлением Интернета я целенаправленно искал информацию по данному шлему, и в итоге я её получил, пусть не напрямую из Сети, но благодаря ей: Долгое время поиски мои были безуспешными, однако, в 2000-м году судьба преподнесла мне подарок. На 'Амазоне' я увидел книгу B. R. Price 'Techniques of Medieval Armour Reproduction'. Путем сложных манипуляций, вызванных отсутствием кредитной карты, я всё же эту книгу заказал, и вскоре стал её счастливым обладателем. Помимо того, что данная книга сама по себе не безинтересна, в ней представлено фото Шлема Чёрного Принца в двух проекциях - идеальный материал для реконструкции! Сразу прояснились многие, до этого времени, не понятные нюансы, а главное исчезли последние сомнения - именно этот шлем я буду делать! А в результате поисков в Интернете, у меня собралась некоторая подборка по Шлемам этого типа и периода, что способствовало в дальнейшем при работе над реконструкций и вообще помогло правильно определится в некоторых моментах:
В период активных поисков, не обладая достаточным количеством информации, я пытался самостоятельно разработать выкройку, повторяющею в основных чертах шлемы этого типа. Характерные черты подобных шлемов - высокая, заметно сужающаяся к вершине тулья, сильно вынесенная вперёд предличная часть. Особенно с последним признаком у меня возникли серьёзные проблемы. Имея перед глазами подробные изображения знаменитого Шлема из Даргена, я естественно опирался на представленный конструктивный принцип, по которому был изготовлен этот шлем. Смотровые щели у него находятся напротив глаз, а сам шлем при виде в профиль не имеет сильного выноса предличной части вперёд. Нечто подобное я пытался повторить и в своих разработках, лишь изменяя пропорции. Получались какие то странные модели, выглядящие вроде бы неплохо, но только не в сравнении с изображениями реальных вещей: Решение появилось внезапно, и как раз 'вовремя' - у меня пошла полоса удач, информации стало предостаточно и без собственных открытий. Шлемы XIV века просто имели иной принцип конструкции - смотровые щели начинались у дальнего (от носа) края глазной впадины, и клином сходились в точке напротив переносицы. Поставив пластины подобным образом сразу же получил искомый результат - предличный отдел заметно вытянулся вперёд: Можно было бы на основе наработанной информации построить что то своё, лишь руководствуясь общим сходством с историческими аналогами, но разве можно было упустить возможность сделать почти точную реконструкцию подлинного шлема, да ещё того самого, который нравится больше всего!? Естественно я решил приложить все силы к тому, чтобы получить именно шлем Чёрного Принца.
После столь пространного лирического отступления - описание собственно работы над реконструкцией. Каких то выкроек я предоставлять сознательно не буду - кого сильно заинтересует - пройдет по объяснённому пути и сам всё построит. А так, пусть, до поры до времени, остается эксклюзив - реконструированных шлемов подобного типа мне пока не попадалось: Имея два вида -в фас и в профиль, можно для изделия подобной формы построить кондуктор - шаблон, который позволит держатся постоянно в заданных размерах. Чтобы начать работу над кондуктором вначале определяется масштаб. Я сделал это достаточно просто - опытным путём. Т.к. я не собирался изготавливать масса-габаритный макет Шлема Чёрного Принца, а хотел сделать данный шлем по своей мерке (копируя форму), высота/ширина подлинного шлема роли не играли. За определяющий размер, при масштабировании, я избрал ширину смотровых щелей. В шлемах с различной защитой лица, предусматривающий смотровые щели, на которые мне удалось найти размеры (это не обязательно топфхельмы), ширина этих щелей колеблется в районе 1-1,5 см. Такую ширину я и выбрал в качестве контрольного размера. Дополнительным размером я выбрал высоту от плеча до линии глаза, при виде сбоку. Дальше всё просто. Из книги отсканировал нужное изображение, которое распечатал на принтере. Затем полученную картинку вгонял в масштаб, пользуясь увеличением ксерокса.
 
  
 
При этом меня ожидал первый приятный сюрприз. Получив на выходе изображение, у которого высота от нижнего края шлема (в районе плеча), до линии глаза, при виде с боку, совпала с моими аналогичными размерами, ширина смотровых щелей оказалась 1,2 сантиметра. То есть, я могу, с большой долей уверенности, предположить, что практически попал в реальный размер - длина шеи у людей, в принципе, одинакова, каких то значительных колебаний быть не может. Получается, что, подогнав один размер, я автоматически попал и во второй размер, в какой то условный стандарт.
Определившись с масштабом, оба вида, 'фас' и 'профиль', были распечатаны в двух экземплярах - один будет служить для постоянного визуального контроля при работе, второй пойдёт на построение кондуктора. Вид 'фас', предназначенный для кондуктора, вырезаем по контуру, срезаем клин, образованный удлинением предличной пластины (точки, где заканчиваются вертикальные стенки шлема, соединяются горизонтальной линией - это и есть линия отреза), и разрезаем по центральной линии (она проходит по ребру на предличной части). Так же и вид 'профиль', только его нужно просто вырезать по контуру. Эти детали из бумаги, наклеиваются, каждая отдельно, на листы толстого картона (я использовал гофротару), и вновь вырезаются по контуру. Теперь можно склеивать, используя угольники из того же материала, срезанные так, чтобы по ним можно было выставить вертикаль. Клеил на 'жидкие гвозди' - хватает намертво, и клеить не сложно. Совмещение деталей по самой высшей точке на виде 'профиль', размер от плеча до лини глаза должен совпасть на обеих деталях. Всё, кондуктор готов - теперь при построении выкройки не удастся выйти за силуэт шлема, и тем самым нарушить пропорции
 
  
 
Сама выкройка дело не сложное. Строится она на кондукторе. Примерно вырезаются куски картона (тонкого, чтобы гнулся без заломов), и с помощью скотча и степлера закрепляются на кондукторе, повторяя крой деталей, видимых на приклеенных к кондуктору изображениях. Картон должен плотно прилегать к кондуктору в контрольных точках
 
  
 
Сложное - не сложное, сделал я всё вроде бы правильно - но представленный шлем - второй. В первом чуть-чуть наврал с затылком, даже не заметил, а когда собрал в металле - профиль получился иной. Хороший вроде шлем, а на Шлем Чёрного Принца уже не похож: В общем, доделывать не стал, так и лежит уже сваренный и собранный на болтах короб: Однако, вернёмся к выкройке. Раскрой деталей можно определить, ориентируясь по видимым стыкам и заклёпкам, и картонные шаблоны стараться исполнить так же. Когда картонные детали все смонтированы - с кондуктора они снимаются - это готовые половинки выкроек
 
  
 
Чтобы проверить, насколько выкройка удалась, советую перевести половинки в полноразмерные детали и собрать. Должен получится картонный топфхельм, очень похожий на тот, что изображён на фото. Именно очень похожий, и смотреть нужно внимательно, а то потом исправлять, подрезать, переделывать придётся не картон, а сталь
 
  
 
Если всё в порядке, можно браться за следующий этап - воплощать шлем в металле. Основная деталь шлема - тулья. К ней крепятся две пластины, защищающие лицо и затылок, она принимает на себя основное количество ударов. Мне нужен был нормальный боевой шлем, так что на металл я не поскупился - на тулью взял трёхмиллиметровую сталь. Кому- то эта толщина может показаться чрезмерной, однако, ранний топфхельм из Madeln имеет толщину металла 4 мм. Шлем Пембриджа, собран из 3- мм. пластин.
Тулья сварена из четырёх частей - две пластины образуют собственно тулью, две её верхушку в форме пилотки. Шлем Чёрного Принца интересен ещё и тем, что сочетает в себе черты двух типов шлемов. Один тип имеет цельнокованую тулью (либо сваренную кузнечной сваркой), например, Шлем из Kussnacht, Шлем из музея Darmstadt. Другой тип - с приклёпанной тульей, это Шлем Пембриджа, музей Edinburg, и Шлем из собрания Royal Armouries. Шлем Чёрного Принца внешне очень похож на шлемы второго типа, но в то же время имеет цельную тулью:
Раскрой металла производится без дополнительных резов - не прорезаются заранее щели на отгибку визиров, не сверлятся какие либо отверстия - металл будет рваться по этим щелям или изгибаться заломами по ослабленному перфорацией участку. Детали тульи выгибал на холодную тяжёлой деревянной киянкой на наковальне. С помощью кондуктора контролировал кривизну половинок. Вначале выгнул большие детали, сварил, потом согнул 'пилотку' и, подогнав её по месту, тоже приварил. Когда тулья готова, настаёт черед предличной пластины и назатыльника. Они вырезаны из более тонкого металла - 1.8 мм. Подгонка начинается с затыльника. На вырезанной заготовке размечаются отверстия под заклёпки (слабо накерниваются), по количеству заклёпок на прототипе, край, прилегающий к тулье отковывается, согласно кондуктору (который автоматически выставляет правильный угол), засверливается отверстие под заклёпку, то, которое строго по центру затылка. На тулье размечается посадка назатыльника, отмечается место под центральное отверстие, после засверливания затыльник к тулье крепится болтом. Потом, поджимая края затыльника струбцинами, они натягиваются так, чтобы совпали линии разметки. Бронзовым молотком, используя тулью как оправку, назатыльник приковывается к тулье, чтобы, когда снимутся струбцины, он не отыгрывал, а так и оставался в приданном ему положении. Для этого хорошо бы место стыка греть, хотя бы градусов до 500, что возможно при использовании китайских газовых баллонов и насадок к ним. Когда затыльник 'запомнил' форму, насверливаются остальные отверстия, как в нём, так и в тулье, чтобы уже точно посадить деталь
 
  
 
Настаёт очередь предличной пластины. Гнул так же, как и назатыльник, центральное ребро отковал вначале на наковальне, а когда кривизна не позволила сделать более острый угол, с помощью шперака (которым послужило затупленное зубило), зажатого в тисках, и бронзового молотка, я эту проблему решил. Опирая внутреннею поверхность на шперак, снаружи ребро проковано бронзовым молотком (он более мягко воздействует на металл, практически не оставляя вмятин), одновременно создаётся более острый угол, и формируется ребро
 
  
 
При подгонке района стыков с тульей, так же прогрев в горячею необходим, металл запомнит форму и не будет отыгрывать, что существенно может осложнить подгонку, например отверстия будут постоянно 'гулять'.
Сразу посадить по месту предличную пластину не получится. Из за того, что не прорезаны и не отогнуты визиры, полного совмещения добиться не получится. Поэтому, когда предличная деталь посажена 'в черновую', настаёт время прорезать визиры, т.е. смотровые щели. По разметке делаю пропилы, потом отгибаю. Один нюанс - при отгибе в холодную, металл обязательно порвётся. Поэтому район визиров грел в горне. Нагретый до жёлтого цвета металл гнётся как пластилин, одного нагрева достаточно, чтобы выполнить всю операцию. Коррекцию можно уже проводить и на холодную, поскольку существенных деформаций не будет
 
  
 
После того, как оформлены смотровые щели, предличная пластина подгоняется конкретно по месту, садится на болты, и собственно шлем готов. В соответствии с фото оформлен наносник, пришла пора насверлить отверстия для дыхания. Лист бумаги, с размеченным рисунком отверстий, накладывается на деталь, крепится скотчем, и прямо через бумагу кернится. В данном случае я не стал копировать рисунок отверстий на прототипе, коли это не копия. Поэтому отверстия для дыхания создают узор, основанный на персональной символике
 
  
 
Все детали шлема завершены. Остаётся только выгладить металл и вклепать внутрь бурлет, существование которого подтверждается рядом заклёпок над смотровыми щелями. Выглаживал с помощью дрели и круга для наждачки. Основной принцип - направление рисок на деталях всегда должно быть одно и то же. Сварные швы ободрал на наждаке, нагар и воронение снял более крупной (?12) наждачкой, потом выгладил мелкой (?6 и ?2). Как бы хороша ни была машинная шлифовка, а всё равно, доводку изделия проводил вручную, сработанной двойкой.
Бурлет вырезал из войлока, при примерках ориентировал его толщину на уже готовый бацинет, подгоняя плотную посадку и глубину посадки. Войлок обтянул замшей, дырки под заклёпки прожигал раскалённым стержнем.
Когда всё готово - шлем собрал на болтах, которые последовательно заменял на заклёпки. Клепал латунными заклёпками, с размером шляпок, подходящим к размерам на прототипе. На жёлтом металле свой выбор остановил не случайно - у меня весь доспех отделывается латунью и клепается латунными заклёпками, а шлем должен составлять единое целое с остальным гарнитуром.
Получившийся шлем оказался очень не плох, и разочарования не вызвал.
 
  
 
 
  
 


Однако, несмотря ни на что, он всё же чуть отличается от оригинального фото. Очевидно, после небольшой передышки я сделаю очередной подход:
Holger Anderson©2004 год