На главную
 
 
Какова защита предплечий, развившаяся с 30-х годов XIV века?
Внешне выделяются три разновидности:
- цельнометаллические наручи (двухстворчатые или одностворчатые);
- кожано-полосчатые, в виде кожаной формованной основы (cuir bouilli), усиленной металлическими пластинами, и, в ряде случаев, украшенные рядами заклепок, расположенными в промежутках между пластинами;
- наручи, возможно, аналогичные по конструкции вышеописанным, но, очевидно, обтянутые сверху материей, так, что на лицевой поверхности наруча видны только головки заклепок.

Особняком стоят несколько изображений, где изображена чешуйчатая защита предплечий.

В этой заметке рассмотрим второй и тертий тип наручей.

Вначале о кожано-полосчатых наручах, пластины которых закреплены поверх несущей основы. Самое раннее, из известных мне, бесспорных изображений таких наручей, мы видим на надгробных скульптурах Werner Falk (+1330) и Gottfried von Bergheim (+1335) (рис.1)
 
  
 

В совместной статье L. Boccia, E. Coelho 'Colaccio Beccadelli: an Emilian Knight of about 1340', упоминается о надгробии Fillipo dei Desideri, у которого изображены именно такие наручи, а надгробие датируется 1315 годом
! В дальнейшем такие наручи видны на целой серии немецких надгробий - Otto von Orlamunde (+1340), Rudolf von Hurnheim (установлено в середине XIV века), Walter von Bopfingen (+1359) (рис.2).
 
  
 

Такого же типа защита предплечий изображена и в широко известном 'Романе об Александре', иллюстрации к которому были исполнены во второй половине 40-х годов (рис.3)
 
  
 

Подобные свидетельства демонстрируют достаточно широкую географию распространения подобного элемента защиты. Следует учесть, что возникновение какого-то ни было предмета, или элемента, распространенного на обширной территории, не может происходить внезапно, и этот предмет не может быть тотчас же зафиксирован в изобразительных источниках. Обширный материал, предоставляемый нам скульптурными изображениями и книжными миниатюрами, говорит о достаточной известности, подобного вида защиты, уже в середине 40-х годов, а значит момент возникновения относится к несколько более ранней датировке. Стоит так же заметить, что встречается и аналогичная защита верхней части руки, например надгробие графа Adolf III von Berg (середина XIV века) (рис.4)
 
  
 

уже упомянутый 'Роман об Александре', а так же совместное ношение, верхних и нижних деталей наруча, на примере надгробия Gilles de Hamal (+1354) (рис.5)
 
  
 
.
На протяжении более чем сотни лет такой вид защиты остается весьма распространенным, причем, наиболее долго - в германских землях, и еще используется, очевидно, в начале XV века, в своих неизменных формах.

Менее изученным является вопрос с наручами, у которых мы видим только головки заклепок, расположенные на внешней стороне. Подобные наручи мы видим, к примеру, на надгробии графа Ulrich von Werdt (+1344) (рис.6)
 
  
 

или Ulrich von Gus (+1342). Примерно в это же время, такие доспехи изображены на стенной росписи в замке Sabbionara (рис.7),
 
  
 

датированной серединой XIV века, где изображены оба типа обсуждаемых наручей.
Множество инвентарных описей указывает на то, что наручи (так же как и поножи, перчатки и шлемы) обтягивались тканью. Так, к примеру, в Лондонском Тауэре, согласно инвентаризации за период 1344-51 гг., находилось, в том числе -

'82 пары кожаных наручей для защиты предплечья (vambraces); 40 пар верхних деталей наручей (rerebraces), одна пара из бронзы (или латуни- brass), одна пара одностворчатых наручей из железа с налокотником (couters) , расписанных гербами Англии, и 38 пар наручей, покрытых тканью различных цветов; 22 пары полных наручей (т.е. vambraces и rerebraces), из которых 6 пар железные и 16 пар сделаны из кожи'

Нет ни каких сомнений, что в данном случае, на изображениях, показан элемент доспеха, декорированный рядами заклепок, которые, служат либо для удержания натянутой, поверх, ткани, либо (если защитный элемент не имеет внешнего текстильного покрытия) заклепки выступают самостоятельным украшением.


(с) А.Гладченков 2006 г.